Возрастные особенности детей 4–5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного
роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения
в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная
деятельность становится не только средством физического развития, но и способом
психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая
возбудимость.
Возникает
и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать
определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает
представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная
сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и
подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы,
развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки
поведения, совершенствуются основные движения.
Задачи воспитания и развития:
Дальнейшее укрепление психофизического
здоровья, развитие двигательной активности детей.
Развитие познавательной активности через
обогащение опыта деятельности, самопознание, представлений об окружающем.
Формирование гуманных отношений между детьми и
дружеских взаимоотношений в совместных играх и занятиях.
Воспитание самостоятельности и инициативы на
основе освоения разнообразных способов действий и развития стремления к
самоутверждению.
Развитие творческих проявлений в
художественной, изобразительной и игровой деятельности.
Охрана и
укрепление здоровья дошкольников 4-5 лет.
Для
укрепления и умножения здоровья ребенка важна организация здорового образа
жизни, что предполагает удовлетворение жизненных потребностей ребенка, создание
условий для его полноценной жизнедеятельности, правильного режима активности и
отдыха. Пятилетние дошкольники интенсивно растут, поэтому следует
контролировать соответствие высоты мебели росту детей.
Предметно-развивающая среда
группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься
отдельными подгруппами. Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать
свободному перемещению детей. Необходимо предусмотреть место для временного
уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Задача воспитателя – создавать положительное
состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим,
предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной
деятельности и отдыха.
Особое внимание уделяет воспитатель освоению
основ гигиенической и двигательной деятельности. Возрастает уровень
самосознания, формируется образ физического Я, связанный с особенностями своего
тела, двигательными возможностями. У детей 5 года жизни необходимо формировать
некоторые доступные возрасту представления об охране своего здоровья (нельзя
есть немытые фрукты, садиться за стол с грязными руками, есть много сладкого и
т.д.). Воспитатель формирует положительное отношение к процессам умывания,
одевания, приведения в порядок своего внешнего вида (причесывание, чистка
зубов, одежды); понятие о культуре еды; понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с
соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости,
неопрятной еды и пр. Двигательная
активность детей 5 года жизни значительно возрастает, в ней ярко выражены индивидуальные
различия. У детей заметно увеличивается интерес не только к процессу выполнения
движений, но и к результатам их выполнения. По существу, в этом возрасте
ребенок готов приступить к разучиванию отдельных сторон техники основных
общеразвивающих упражнений. Чтобы ребенок лучше выделял и понимал учебную
задачу, целесообразно показ и объяснение отделять от момента выполнения
движений.
Рекомендуется поручать детям ведущие роли в
играх, показ упражнений. Копировать движения сверстника не только интереснее,
но и значительно проще.
Воспитатель должен формировать умение
правильно выполнять основные движения, развивать элементы произвольности во
время выполнения двигательных заданий, способствовать естественному процессу
развития координации, ориентировки в пространстве, чувства равновесия;
воспитывать личностные качества (активность, самостоятельность, инициативу,
творчество). Закаливание детей производится с использованием различных средств
и методов.
Необходимо обращать внимание детей на
начальные признаки заболевания (озноб, головная боль, кашель), познакомить с
основными правилами поведения при болезни (лежать в постели, пить лекарства).
Воспитатель напоминает детям о необходимости
оберегать глаза от попадания инородных частиц, от перенапряжения; объясняет,
почему нельзя есть в транспорте, на улице, в других, не предназначенных для
этого местах, а также во время игр; почему при появлении жажды следует пить
только кипяченую воду. Необходимо приучать ребенка, по мере адаптации к
различным жизненным ситуациям, оберегать себя от возможных травм, ушибов,
падений, учить предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее.
Ребенка следует научить проявлять осторожность при встрече с незнакомыми людьми
(не входить с посторонними в лифт, не уходить с территории детского сада без
разрешения воспитателя), избегая при этом запугивания.
Взрослый обучает ребенка
правилам поведения на улице при переходе дорог и перекрестков.
Физическое развитие детей 4-5 лет
Пятый год жизни
характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов
так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее
благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии. В этом возрасте
дети способны выделять отдельные элементы движений, что способствует их более
детальному осознанию. У детей возникает интерес к результатам движений,
правильности их выполнения, появляется естественность, легкость, ритмичность.
Потребность детей в движениях реализуется в подвижных играх, самостоятельной
двигательной активности, специально организованных занятиях.
Содержание физических
упражнений
Развивать и совершенствовать
двигательные умения и навыки детей. Закреплять умения ходить и бегать с
согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично,
отталкиваясь носком. Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через
предметы. Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании,
отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не
прижимая к груди). Закреплять умения энергично отталкиваться и правильно
приземляться в прыжках, ориентироваться в пространстве. Учить прыгать через
короткую скакалку. Учить построениям и перестроениям, соблюдению дистанции во
время передвижения. Учить размыканиям и смыканиям на вытянутые руки. Учить
правильно принимать исходные положения при выполнении общеразвивающих
упражнений. Учить самостоятельно скатываться на санках с
горки, тормозить при спуске с нее. Учить скользить самостоятельно по ледяной
дорожке. Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты,
подниматься на гору. Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по
кругу. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, соблюдать и
контролировать правила в подвижных играх. Развивать физические качества:
быстроту, выносливость, ловкость и др. Формировать правильную осанку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий