Самостоятельно
ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают родители
и педагоги.
В дошкольных
учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: развивают
логическое мышление, моделируют проблемные ситуации, экспериментирование,
опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок.
Вариантов использования этого метода довольно много.
Переход дошкольного учреждения на
проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- образовательная деятельность с
включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
- комплексные блочно-тематические мероприятия;
- интеграция:
Примерный план работы воспитателя по
подготовке проекта
На основе изученных проблем детей
поставить цель проекта.
Разработка плана достижения цели
(воспитатель обсуждает план с родителями).
Привлечение специалистов к
осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план схему проекта
занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания для
самостоятельного выполнения.
Презентация проекта, открытое мероприятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и
посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью
(взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти
информацию;
какие предметы использовать
(принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться
работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Проекты классифицируются:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
В практике современных дошкольных
учреждений используются следующие виды проектов:
исследовательские-творческие
проекты: дети экспериментируют, а затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные
проекты: дети собирают информацию и реализуют
её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и
др.);
творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника).
Так как ведущим видом деятельности
дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево
- игровые и творческие проекты: «Моя любимая игрушка», «Скажем здоровью – да!»
и др.
Значимы и другие виды проектов, в
том числе:
комплексные: «В мире звуков», «Здравствуй, Краснодар», «Стена
памяти»;
межгрупповые: «Занимательная математика », «В мире птиц»;
творческие: «Мои друзья», «У нас в саду», «Любимые сказки»;
групповые: «Я познаю себя», «Подводный мир», «Весёлая арифметика»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Секреты бабушкиного сундука», «Синяя птица»;
исследовательские: «Мир вокруг нас», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают
краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности,
долгосрочные (например, на учебный год).
Основной целью проектного метода в детском
саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое
определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического
благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных
способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской
деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую
ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути
разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок
поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой
деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные
методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные
методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных
вариантов;
развитие желания пользоваться
специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной
исследовательской деятельности.
Алгоритм разработки проекта
Этапы
|
Задачи
|
Деятельность
проектной группы
|
Деятельность
методической службы
|
Начальный
|
Определение проблемы (темы). Выбор группы
участников.
|
Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания
|
Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
|
Планирование
|
Анализ проблемы. Определение источников
информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.
Распределение ролей в команде.
|
Формирование задач, накопление информации. Выбор и
обоснование критерия успеха.
|
Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы).
Наблюдение.
|
Принятие решения
|
Сбор и уточнение информации. Обсуждение
альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.
|
Работа с информацией. Синтез и анализ идей.
|
Наблюдение. Консультации.
|
Выполнение
|
Выполнение проекта
|
Работа над проектом, его оформление.
|
Наблюдение, советы (по просьбе группы)
|
Оценка результатов
|
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
(успехов и неудач)
|
Участие в коллективном анализе проекта и
самооценке
|
Наблюдение. Направление процесса анализа (если
необходимо)
|
Защита проекта
|
Подготовка к защите. Обоснование процесса
проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.
|
Защита проекта. Участие в коллективной оценке
результатов проекта.
|
Участие в коллективном анализе и оценке
результатов проекта.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий