Уважаемые родители!
Недавно прочитала статью Светланы Садовой. Мне эта тема кажется актуальной. Предлагаю её вашему
вниманию.
Как научить детей беречь и ценить вещи
Совсем недавно наблюдала картину, как мама в
гневе доказывала директору школы, что в учреждении процветает воровство, так
как у ее сына -четвероклассника два месяца назад украли кроссовки, а теперь и
спортивный костюм. Директор спокойно пригласил гардеробщицу. Та открыла
комнату, похожую на кладовую. Нашему вниманию предстали «залежи» свитеров,
трико, обуви, варежек, шарфов, шапок и даже школьная форма для девочки.
- Хранится это учебный год, потом
выбрасывается, - с горечью говорит директор, - на собраниях говорим родителям,
чтоб приходили, разбирали, но никому ничего не надо.
-
Неужели дети не приходят совсем за своими вещами?
- Бывает, но редко.
Мама растеряши нашла вещи ребенка и без
извинений ушла домой.
А я
смотрела на далеко не дешевый брошенный гардероб и думала, как же так
получается, что дети не берегут и не ценят то, что имеют. Почему дети не ценят
свои вещи? Большинство детей растет в полном достатке.
Детские комнаты по периметру обложены мягкими
игрушками, их количество напоминает магазин. Куклы мам и бабушек имели имя и
характер, а сейчас дети называют их всех одним именем – Барби. Старый мишка с
оторванной лапой не считается раненым другом, а сразу выбрасывается за
ненадобностью. Игрушки добавляются с огромной скоростью, а старые выбрасываются
родителями без ущерба для детской психики. Дети даже не вспоминают о них, так
как постоянно покупаются новые. При этом новая вещь не является желанной
мечтой, она приобретается спонтанно, по первому требованию. Так же быстро она
забывается.
То же можно сказать и об одежде. К сожалению,
многие вещи очень быстро теряют свой внешний вид и переходят в разряд «домашней
одежды», которая не нуждается в бережном отношении, в таких вещах можно
пачкаться, ползать, и никто за это не отругает.
Отсутствие самостоятельности. Эта причина
относится к дефектам воспитания. Первые проявления детской самостоятельности
наблюдаются в возрасте трех лет. Уже тогда нужно формировать у детей первые
навыки самообслуживания, такие как повесить на место одежду, положить на
батарею мокрые варежки. А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Утром мама
приготовила одежду и повесила на стульчик. Многие дети утром даже не могут
сказать, что именно они надевают. Они просто берут одежду со стула, шапочку с
полки, а дошкольников и младших школьников часто одевают родители.
Неудивительно, что на вопрос, чей шарф, некоторые дети не могут сказать, потому
что не помнят, был ли он у них вообще. Такая же ситуация с другими мелкими
деталями, сменной обувью. Конечно, ребенок не помнит, новые на нем брюки или
старые, можно ли в них кататься с горки или нет. Вещи сами по себе не имеют
ценности.
Очевидно, что бережное отношение к вещам у
детей нужно формировать с раннего детства. Если же время упущено, нужно
немедленно начинать этот процесс, соблюдая два главных принципа:
Систематичность. С первой минуты принятия
вашего решения и постоянно нужно помнить о требовании бережного отношения к
вещам.
Единство требований. Все члены семьи должны
неукоснительно требовать от ребенка бережного отношения к вещам. Приемы
формирования бережного отношения. Не покупайте ребенку много вещей. Пусть их
будет немного, но каждая будет иметь изюминку или свое предназначение.
Не покупайте вещи и игрушки по первому
требованию. Запомните правило: с каждым решением ребенок должен провести ночь.
Обычно желания детей меняются, но если этого не произошло, то попробуйте
выяснить, зачем ему нужна покупка: как ребенок будет играть, с чем носить.
Обсуждайте обновки, решайте вместе, что нужно
купить. Важно, чтобы ребенок обдумал приобретение каждой вещи. Распределите все
вещи по местам. Сделайте это вместе с ребенком, чтобы он мог сам брать нужную
вещь. Пусть он найдет место для игрушек: проявит фантазию или практичность.
Рассмотрите вещи в ванной или прихожей. Покажите его полки для обуви, крючки
для одежды, стаканчик для зубной щетки. Пусть все имеет свой оригинальный цвет
или логотип. Напоминайте ребенку о местах для его вещей. Обсуждайте назначение
вещей. Каждая вещь нужна для чего-то: для прогулки, праздника, занятий спортом,
катания с горки, езды на велосипеде, домашних игр и т.д. Напоминайте об этом
ребенку. Учите исправлять свои ошибки. Ребенок должен соблюдать порядок. Если
по какой-то причине он бросил одежду или не убрал школьные принадлежности,
предоставьте ему возможность все самостоятельно исправить без замечаний и наказания.
Учите ребенка самостоятельно одеваться. Решайте
с вечера, в чем он пойдет в детский сад или школу, пусть он приготовит вещи:
соберёт портфель, сложит спортивную форму, протрёт сменную обувь, а вы поможете
при необходимости. В этом случае ребенок будет точно знать, что и где взять
утром. Если ребенок берёт в школу (в детский сад, на улицу, в гости) какие-то
вещи или игрушки, то обговорите вслух, что именно он берет, и просчитывайте
предметы. После прогулки (школы, сада) сделайте это снова. Показывайте пример
правильного поведения своим детям. Пусть в вашем шкафу и на столе будет
порядок, вещи будут на своих местах. Дети быстрее впитывают информацию по
подражанию, чем по нравоучениям. Чтобы ребенок ценил и берег вещи, он должен
понимать их назначение и необходимость. Учите детей самостоятельно за ними
ухаживать. Уважаемые родители, наберитесь терпения и начинайте долгий процесс
воспитания бережного отношения к вещам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий