КОНТРОЛЬ В ДЕТСКОМ САДУ
Контроль является важной и заключительной функцией управления и
служит средством осуществления обратных связей. Он входит составным элементом в
каждую функцию управления, что позволяет оперативно совершенствовать
деятельность ДОУ. В системе управления контрольные функции всегда были в числе
приоритетных задач.
Одним из наших приоритетов – развитие внутри садовской системы контроля. Ее важнейшая задача – повышение эффективности за счет предоставления коллективу объективной информации. Руководитель прогнозирует пути развития ДОУ, ставит цели на будущее, а это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации по всем направлениям развития ДОУ.
Одним из наших приоритетов – развитие внутри садовской системы контроля. Ее важнейшая задача – повышение эффективности за счет предоставления коллективу объективной информации. Руководитель прогнозирует пути развития ДОУ, ставит цели на будущее, а это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации по всем направлениям развития ДОУ.
Являясь одним их главных источников получения информации о качестве работы сотрудников ДОУ, контроль выступает базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, всё ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами ДОУ, а также определить пути и методы устранения выявленных недостатков и распространению положительного опыта.
Задачи контроля и проверки руководства заключаются в том, чтобы обеспечить соответствие результатов целям организации. Регулярный контроль текущих дел и прогнозирование их последствий позволяет руководителю проводить корректировку отклонений, необходимую для успешной работы дошкольного учреждения. Процесс контроля тесно связан как с непосредственным исполнением работ, так и с будущими действиями. Предназначение контроля состоит в проверке того, насколько все затраченные усилия способствуют исполнению поставленной задачи.
К осуществлению контроля в ДОУ мы предъявляем следующие требования:
• Создание единой системы контроля по всем направлениям деятельности ДОУ;
• Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач ДОУ;
• Планирование контроля - тщательно намечаемые цели, задачи; контроль по всем направлениям работы, по воспитанию и обучению планируется в единстве);
• Выявление опыта работы; причин, вызывающих недостатки; выработка эффективных мер по их устранению;
• Своевременность контроля;
• Гласное подведение итогов;
• Мероприятия, намеченные в результате контроля должны обязательно выполняться.
Чтобы охватить контролем все аспекты ДОУ, мы четко распределили обязанности между администрацией: выделили круг вопросов, которые контролирует только заведующая, и вопросы, контролируемые зам. по ВМР, старшим воспитателем, зам. по АХР, завхозом, старшей медсестрой. При этом исходили из должностных обязанностей, "Положением о ДОУ", Положением о внутреннем контроле", а также из конкретных на данный момент условий.
Заведующий контролирует:
• Работу административной группы (зам. по ВМР и АХР, старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);
• Выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;
• Проверку исполнения инструктивно-методических документов выше стоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;
• Качество знаний, умений и навыков у детей;
• Выполнение решений педагогического совета;
• Сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;
• Ведение документации всеми воспитателями и администрацией;
• Организацию и осуществление работы с родителями;
• Финансово-хозяйственную деятельность;
• Выборочный контроль за работой воспитателей.
Зам. во ВМР, старший воспитатель контролирует:
• Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;
• Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
• Календарные планы и документацию педагогов;
• Наличие и хранение детских работ;
• Работу педагогов по повышению квалификации.
Зам. по АХР, завхоз, старшая медсестра осуществляют контроль по плану.
Контроль проводится в определенной последовательности, используя следующий алгоритм:
Цель контроля – объект контроля – разработка плана контроля – сбор информации - первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций.
Изучение конечных результатов педагогической деятельности воспитателей включает в себя несколько этапов:
• Сбор информации – с помощью воспитателей, воспитанников, а также других лиц причастных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе;
• Изучение документации;
• Обработку полученной информации;
• Обсуждение полученных данных, их анализ и интерпретация;
• Утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педпроцесса;
• Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта;
• Разработку рекомендаций.
Все вопросы, вынесенные на контроль в текущем месяце, сообщаются педагогам на педагогическом часе и размещаются в методическом уголке - этим мы обеспечиваем гласность контроля. Этим самым обеспечиваем действенность контроля, не только указывая на недостатки, но проверяя выполнение предложений и рекомендаций, а также выявление положительных качеств и результатов. В конце каждой недели месяца делаются выводы и вносятся предложения для корректировки планирования контроля на следующий месяц. Таким образом, можно убедиться в эффективности контроля. Затем проводится ежеквартальное подведение итогов работы по всем направлениям.
Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел в конкретном направлении работы с детьми обязательно проводится анализ результатов тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков в воспитательно-образовательном процессе.
Проверка планов воспитательно – образовательной работы осуществляется еженедельно.
Содержание системы контроля направлено на достижение цели, и, как видно, все используемые технологии в ней тесно связаны между собой. Эти технологии способствовали созданию в системе управления постоянной обратной связи, являющейся важнейшей составляющей всякого управления.
Контроль, проводимый в ДОУ, позволяет нам решать следующие задачи:
• Моделирование, прогнозирование, проектирование желаемого, достойного уровня качества образования на основе анализа существующих достижений;
• Достижение заданного уровня качества путем обеспечения функционирования образовательной системы и образовательных учреждений в целом;
• Обеспечение повышения качества;
• Диагностирование имеющегося уровня качества образования, т.е. проведение мониторинга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий