Как
приучить ребенка к труду
Часто родители стараются преодолеть склонность детей к лени. И как часто можно услышать такие слова: "Ну почему ты такой ленивый? Наверное, лень родилась впереди тебя".
Но надо признать, что желание ребенка трудиться, что-то создавать, творить, преодолевать трудности сформировать достаточно просто. А в тех случаях, когда повзрослевший ребенок стал ленивым, психологический анализ легко найдет те или иные ошибки воспитания.
Вот типичная ситуация. Мама
пятилетнего ребенка моет посуду. "Мама, я тоже хочу мыть посуду!" -
просит ребенок.
В этом случае, мама, ссылаясь на
недостаток времени, (что делает большинство родителей) сказать ребенку, что
он еще маленький и предложить ему пойти поиграть, а может дать ребенку чашку
и ложку, поставить удобный стульчик и предоставить ему возможность поучаствовать
в совместном труде. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не был
ленивым, с самого раннего возраста используйте его желание трудиться.
Многие родители говорят, что когда их сын или дочь были маленькими,
они за все хватались, а теперь их ничего не заставишь делать. Это означает,
что сенситивный (чувствительный) период был упущен. Малыши имеют самую
настоящую потребность делать все так, как делают взрослые. И если в семье детям предоставляется возможность
для удовлетворения этой потребности, то первый шаг к преодолению будущей лени
сделан.
Очень важно, чтобы в дошкольном и младшем школьном возрасте дети
обязательно имели постоянные обязанности. Дело заключается в том, что
предоставление ребенку определенной обязанности с периодическим контролем за
ее выполнением повышает степень самоуважения ребенка, внушает ему ощущение
своей нужности, важности его внутрисемейной позиции. Ведь самоуважение, определенная
степень уверенности в себе, а это важнейшая черта гармонически формирующейся
личности и в том числе залог своевременного развития потребности в
самостоятельном труде.
Выбор
постоянной обязанности для ребенка - дело не простое. Во-первых, порученное
ребенку дело должно соответствовать его возрастным возможностям,
во-вторых, оно должно быть постояным, в-третьих, оно не должно быть
специально придуманным, а должно быть действительно необходимым для
повседневной жизни. Такой обязанностью может быть вынос мусора, поливка
цветов, покупка хлеба и молока и т.п.
Очень важно правильно оценивать
действия ребенка. Не беда, если он допустит ошибку, наберитесь терпения и
позвольте ребенку обрести уверенность в том, что он способен хорошо выполнить
порученное дело.
Некоторые мамы
говорят так: "Мой ребенок постоянно выполняет обязанности по дому, но
ведь можно и самому догадаться, что и как выполнить. Я не хочу без конца
давать инструкции. Почему он сам не проявляет инициативу?"
Чтобы ответить на этот вопрос,
надо посмотреть какой способ стимулирования действий ребенка стал привычным в
данной семье.
Так, если родители не терпеливы к
тому, что поначалу многие действия детей неловки, медлительны, неверны и
они часто сопровождаются замечаниями, которые можно описать одной фразой
"ты не можешь", то в итоге ребенок теряет веру в свои силы,
начинает низко оценивать свои возможности и способности. Таким образом,
формируется общее отрицательное мнение о самом себе. Укрепившись, такие
эмоциональные переживания составят фундамент неуверенной в себе личности.
Ребенок, личность которого
сформировалась как неуверенная в себе, оказывается
совершенно неспособным к самостоятельности и проявлению
инициативы. Он не пытается что-нибудь сделать по дому, когда нет мамы. Ведь
он уверен, что все сделает не так и мама опять скажет: "Какой ты не
умелый!" Позиция ребенка будет иной, если родители как можно реже
указывают ребенку на его ошибки и предоставляют ему возможность прилагать
усилия в самых разных делах. Воспитательная формула родителей "ты
можешь" укрепляет веру ребенка в свои силы.
Таким образом, у ребенка формируется положительное мнение о своих
способностях, развивается уверенность в себе. Вот и получается, что
способность ребенка к инициативе в домашних делах тесно связана с тем, как
ребенка воспитывают, как относятся к его действиям.
В приучении детей к труду есть еще
одна важная сторона. Это эмоциональное переживание в процессе работы. Так,
любимая работа выполняется легко, а если и наступает усталость, то даже и она
приятна.
Но, к сожалению, в повседневном
общении с детьми эта радостная сторона не открыта. Гораздо чаще они слышат от
родителей, что день был тяжелый, видят, что мать или отец приходят с работы
уставшими и раздраженными. И как часто домашняя работа связана с
неприязненным отношением. Такая эмоциональная атмосфера постепенно вызывает у
ребенка отношения к работе как к чему-то крайне неприятному. Труд
ассоциируется с негативными эмоциями. В таких условиях вызвать у ребенка
желание трудиться или выполнять домашние школьные задания становится
затруднительно.
Поэтому родителям,
которые хотят приучить своих детей к труду, необходимо, прежде всего,
позаботиться о том, чтобы не только сделать видимой, но даже усилить,
подчеркнуть радость от хорошо выполненного дела. Все те положительные эмоции,
которые возникают в труде, нужно пережить вместе с детьми. Необходимо, чтобы
дети как можно раньше почувствовали вкус этих переживаний. Если ребенок
привык к таким эмоциям, его очень легко привлечь к любой деятельности.
Итак, чтобы воспитать
у ребенка любовь к труду, необходимо с любовью, радостно выполнять домашнюю
работу, нужно рассказывать ребенку о творческих, приятных минутах своего
профессионального труда.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий