«Вовлечение родителей в речевое развитие
дошкольников»
Из опыта работы.
В
ряду условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребёнка,
соответствующих специфике дошкольного возраста, одним из приоритетных по ФГОС является
взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка. Непосредственного
вовлечения родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством
создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Качественное
достижение заявленного в ФГОС ДО
уровня речевого развития дошкольников лишь силами дошкольной образовательной
организации представляется проблематичным. Статья 44
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 г. No 273-ФЗ
отмечает особую роль родителей в воспитании дошкольников. Именно
родителям закон дает право формирования основ физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка.
В
этой связи, очевидна необходимость
грамотного и компетентного родителя, способного развивать своего ребенка в
соответствии с современными требованиями. Однако, как показывает анализ
современной педагогической ситуации, родители, как правило, не владеют необходимым
уровнем педагогической компетентности в
решении задач по речевому развитию ребенка (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева,
С.А.Козлова, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.).
Опыт
работы с родителями в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 166» показал, что
большинство проблем, возникающих в отношениях между родителями и детьми - это
результат недостаточной родительской компетентности, знаний родителей в области
речевого развития дошкольников. Современные родители недостаточно осведомлены в
вопросах речевого развития дошкольников. Часто они не могут помочь своим детям построить правильно
предположения. Родители пользуются
подсказками других людей, интернетом, социальными сетями, которые неправильно
влияют на дальнейшее развитие ребенка. Решению этой задачи способствует
психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитанников, как важнейшее
условие становления родительской компетентности в детском саду.
Была
поставлена цель – разработка и апробация
модели формирования педагогической компетентности родителей в области речевого развития дошкольников.
Определены
следующие задачи:
1.
Провести анализ психолого - педагогической и философской литературы для
раскрытия структуры и содержания педагогической компетентности родителей в
области речевого развития дошкольников.
2.Разработать
критериально - диагностический аппарат оценки детей дошкольного возраста и педагогической
компетентности родителей в воспитании данного качества.
3.
Изучить актуальное состояние основных характеристик речевого развития дошкольников.
4.Обосновать
и апробировать структурно - функциональную модель формирования педагогической
компетентности родителей в области речевого развития дошкольников и определить
её эффективность.
Нами
были выделены типы семей с низким потенциалом воспитания детей:
1.
Педагогически несостоятельные родители:
они проявляют определенную активность в воспитании детей, но их воздействия
непоследовательны и неосновательны. Внутрисемейное общение носит ограниченный характер.
Общеобразовательный уровень родителей невысокий. Часто родители воссоздают семью,
в которой воспитывались они сами.
2. Педагогически пассивные родители: они
не проявляют активности в воспитании ребенка. Часто отношения между родителями
напряженные. Внутрисемейные отношения носят деструктивный характер.
3. Антипедагогические родители: они своим
поведением и отношением формируют отрицательные наклонности у детей,
неуважительное отношение к другим людям, к моральным нормам. В семье доминируют
меркантильные интересы.
Понятия,
описывающие компетентность родителей, в
области речевого развития дошкольников:
1.
Педагогическая культура родителей - компонент
общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими
поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Служит
основой воспитательной деятельности родителей. Основные аспекты проявления:
-понимание и осознание ответственности за
воспитание детей;
-практические
умения организации жизни и деятельности детей в семье;
-осуществление
воспитательной деятельности;
-знания
о развитии, воспитании, обучении детей.
Источник:
социально-культурный опыт и традиции; семейный опыт, ценности и традиции.
2.
Педагогическая грамотность родителей-
комплекс знаний, понимание особенностей психической деятельности, свойственных
возрасту и полу.
-знание
мотивации субъекта;
-понимание
особенностей психической деятельности;
Источник:
социальный опыт, являющийся результатом педагогического и психологического
просвещения родителей, результатом профессионального образования и
самообразования родителей.
3.
Педагогическая компетентность родителей
определяется качеством образованности родителей, выражающееся как система
ценностных оснований социокультурных и семейных традиций в воспитании ребенка,
знаний и представлений в области психологии и педагогики, владение
«технологией» воспитания ребенка в развитии речи. Основные аспекты проявления:
взаимодействие с ребенком становится интегративным по содержанию, обогащается
психолого-педагогическими знаниями, которые помогают постижению закономерностей
развития речи ребенка, пониманию его личности, осознанию психологических,
педагогических, правовых основ современной семьи и домашнего воспитания.
Источником педагогической компетентности служат все вышеперечисленные.
Таким
образом, педагогическую компетентность родителей в области речевого развития
дошкольников можно рассматривать как качество, объединяющее в себе ряд
компонентов, которые формируют у родителей единое знание о целях воспитания и
развитии ребенка в области речевого развития.
В
работе с родителями мы использовали следующие формы и методы работы.
1. Методические разработки
семинаров:
-семинар-практикум для родителей на тему: «Познавательно-речевое развитие
дошкольников с проблемами в речевом развитии»;
-семинар для родителей на
тему: «Речевое развитие ребенка от рождения до 5 лет»;
-семинар-практикум для родителей «Волшебная речевая гимнастика»;
-семинар-практикум для родителей «Грамматические игры
для развития речи детей»;
-семинар – практикум для родителей «Гениальность на
кончиках пальцев»;
-семинар-практикум
для родителей: «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного
возраста. Игры на развитие слуховой
памяти»;
-семинар- практикум для родителей
«Путешествие по Стране звуков»;
-семинар для
родителей по теме: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»;
-семинар для родителей
«Детский сад и родители – это сотрудники, коллеги, помощники в развитии
речи детей»;
-семинар-практикум
для родителей «Стили семейного воспитания»;
2.Методические разработки круглых
столов для работы с педагогами ДОО:
-круглый стол с педагогами на тему: «Игровые
обучающие ситуации, как форма речевой работы с дошкольниками»
3.Методические разработки круглых
столов для работы с родителями:
-круглый стол для родителей на
тему: «Развитие фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного
возраста»;
-круглый стол для родителей на тему: «Развитие фонетико-фонематических
процессов у детей старшего дошкольного возраста»;
4.Методические разработки обучающих семинаров для
родителей:
-
в подготовительной группе на тему: «Я и моя мама – веселая команда»;
-в средних и старших группах на
тему: «Путешествие в заколдованный лес»;
-в старших группах на тему: «Репка
на новый лад»;
5.
Методическая разработка педагогической
гостиной для родителей:
-«Развиваем
речь детей с помощью ТРИЗ - игр».
6.
Методические разработки тренингов:
-тренинга
сплочения родителей с детьми «Мы вместе»;
-тренинг
с родителями и детьми по развитию эффективны навыков коммуникации между
родителями и детьми «Мы команда»;
-тренинга
с родителями и детьми «Умение общаться».
-тренинга
для родителей «Стили семейного воспитания».
7.Методические разработки
групповых и индивидуальных консультаций для родителей:
-консультация
для родителей «Возрастные особенности детей» (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет);
-консультация
«Психологические аспекты развития речи у дошкольников»;
-консультация
«Развитие познавательных процессов у дошкольников»;
-консультация
«Развитие правильной речи ребенка в семье».
-консультация
«Влияние семьи и воспитания на формирование личности ребенка»;
-консультация
«Возрастные особенности детей» (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).
8.Памятки - рекомендации
родителям:
-
по развитию познавательных процессов у дошкольников с проблемами развития речи;
-«Дети
учатся жить у жизни»;
-«10
ключей успешного воспитания».
9.Методические
разработки деловых игр для родителей:
-
«Секреты общения»;
-«Учимся
понимать своего ребенка».
10.Методический
банк инструментов оценки для родителей и педагогов:
-анкета
для родителей «Речевое развитие ребенка» (4-5лет, 5-6 лет, 6-7 лет) авторская
анкета Беляева Ю.А.;
-анкета
для родителей «Возрастные особенности психо - речевого развития ребенка» (4-5
лет, 5-6 лет, 6-7 лет) Авторская анкета Беляева Ю.А., Алиева Д.А.;
-анкета
«Стили и методы воспитания ребенка в семье» Жолобова Л.П. (гностический
компонент);
Проведя
эту работу с родителями воспитанников, мы пришли к выводу, что
родители
нуждаются в квалифицированной помощи в области развития речи детей. Многие из родителей
посещали в нашем детском саду родительский клуб «Говоруны». Благодарили за их
обучение в работе с детьми по развитию речи.
Так
как речь для ребёнка – это свободное общение в обществе и хорошая учёба в
школе, институте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий