Учим детей началам математики
Обучению
дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано
целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением
внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в
связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры. Надо ли
заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?
Основное
усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у
дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к
преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и
привить интерес к математике.
Черпать
свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в
детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями
окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка.
Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту
в дело развития и воспитания собственного ребенка.
Мамам
и папам, бабушкам и дедушкам хотим напомнить, что принудительное обучение
бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения:
«Поиграем?».
Обсуждение
заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят
каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело
добровольное!
Пожертвуйте
ребенку немного своего времени, по дороге в детский сад или домой, на кухне, на
прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в
программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет»,
«Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».
Всем
этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни. Обращайте
внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество.
Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших:
спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет
похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки,
две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их.
И чего по одному.
Поставьте
чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если
будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка.
Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого
нужно сделать. Это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления.
Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше,
их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы,
величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
По
дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще -
тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по
длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный -
короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий - низкий
(шкаф, стол, стул, диван); толще -тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте
игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины
палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Ребенок
должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Во
время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных
(у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога
меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.
Дети
знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в
повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре,
в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего
дома, квартиры, номер машины.
Поиграйте
в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите
поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот
момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился
непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.
Обращайте
на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева,
справа от него, впереди, сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те
или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня,
что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а
какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце
праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру
«Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый.
Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась,
В
непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом
(вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.
Так,
в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете
приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему
усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий