Актуальность.
Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и
взрослым.
Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности,
не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам,
Решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества
обучения и образования.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил,
которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности
направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы
такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего
большинства детей. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные
мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет
детей и организует их,
а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.
Виды мотивов, типичных для детей дошкольного возраста.
1.Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением
действовать, как взрослые.
2. Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры.
Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и
переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый.
3.Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений
со взрослыми и с другими детьми. Многие действия детей объясняются именно
этим желанием.
4. Мотивы самолюбия, самоутверждения.
Их исходный пункт — возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного
возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу
поведения.
Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на
исполнение главных ролей в играх.
5. Познавательные и соревновательные мотивы
Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих
вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т. п. Позднее преобладающим
становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются
сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного,
а порой и провести «эксперимент».
6. Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям.
Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства
в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения,
пониманием значения своих поступков для других людей.
Использование игровых мотивов.
В настоящее время наукой и практикой разработано множество игровых методов
и приемов обучения, но которые, к сожалению, не всегда оказываются
эффективными. Во-первых, потому, что созданная педагогом игровая ситуация не
увлекает детей, не доставляет им, подобно игре, радости и не развивает их.
Во-вторых, потому, что игровые методы и приемы не способствуют эффективному
овладению умениями и навыками, ради которых они, собственно, и используются.
Так, в младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется
осуществлением игровых действий (покатать машину, разгрузить или загрузить
ее, покормить куклу, уложить ее спать и т.п.)
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжето сложения:
дети могут придумывать, комбинировать и развивать
сюжет игры на основе личного опыта, художественных произведений, различных
событий, фантазирования и т.п.
Использование игровых персонажей.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей.
Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны.
Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться»,
«давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать
результаты труда детей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд
требований.
Игрушки или игровые персонажи:
должны соответствовать возрасту детей;
должны быть эстетичными;
должны быть безопасными для здоровья ребёнка;
должны иметь обучающую ценность;
должны быть реалистичными;
не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления
жестокости;
игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой
характер».
Использование приемов мотивации в образовательном процессе.
Создание этой мотивации строится по данной схеме
1. Воспитатель рассказывает, что игрушке нужна помощь, и помочь могут ей
только дети.
2. Воспитатель спрашивает детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Воспитатель предлагает научить детей делать то, что требуется игрушке,
тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж -подопечный
(вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж), которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит
ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими
подопечными.
7. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и
её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Создание проблемной ситуации
Воспитателем моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с
затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку
требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным» действием. Но
выполнение этого «пробного» действия опирается на то новое знание (понятие
или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть»
и которое, на данный момент, у него пока еще отсутствует. В связи с этим
возникает затруднение.
Использование субъектного опыта дошкольника.
Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную
с их жизненным опытом и личностно значимую для них. Источниками формирования
ситуации могут стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие
природные явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события,
происходящие в жизни группы), воображаемые события, события, описываемые в
художественной литературе и пр.
Помощь взрослому – «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить
одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Создание мотивации строится по схеме:
1. Воспитатель сообщает детям, что собирается мастерить что-либо и просит
детей помочь ему. Интересуется, как они могут ему помочь.
2. Каждому ребёнку даётся посильное задание.
3. В конце воспитатель подчеркивает, что результат достигнут путём
совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
«Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и
умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
1. Воспитатель сообщает детям, что собирается заняться какой – либо
деятельностью и просит детей научить его этому.
2. Воспитатель спрашивает, согласны ли они помочь ему.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить воспитателя какому –либо
делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и
обязательно следует похвалить его.
«Создание предметов своими руками для себя» - основан на
внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к
созданию
предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких.
Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание
этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Воспитатель показывает детям, какую – либо поделку, раскрывает ее
преимущества и спрашивает, хотят ли они иметь такую же для себя или для
своих родных.
2. Далее показывает всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка.
Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к
труду.
Процесс вовлечения в деятельность:
1. Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось.
2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или
машин, или др.)
3. Приходит кто-то в гости или игрушка.
4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук…).
5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не
мешать (смотреть пристально в окно и др.).
6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака
покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до
прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня
там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»).
7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета;
повар приглашает в гости и просит сделать то-то; музыкальный руководитель
обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то.
8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками,
мелок кусочком сахара).
9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите
в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы:
«Какого?»).
10. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с
просьбой к детям. Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый
ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у
ребёнка будет свой путь решения проблемы);
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами,
способами их достижения.
Соблюдая эти правила, педагог дает детям новые знания, обучает их
определённым умениям, формирует необходимые навыки.
Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление,
восторг, что дети будут помнить долго.
Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления".
При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для младшего
- среднего возраста, но не подходит для старшей и подготовительной группы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий