Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми. Мяч можно приобретать даже самым маленьким «игрокам». Сколько радости и восторга! Мяч может быть мягкий, с шумелкой внутри. Пусть в вашем арсенале будет несколько мячей разного размера. Постепенно, предлагайте ребенку различные игры, усложняя их.
Вот
некоторые игры с мячом для дошкольников:
Солнышко
Возьмите
мяч среднего размера, сядьте с ребенком друг напротив друга, разведя ноги в
стороны – делаем «домики». Катаем мячик друг другу.
По
небу солнце ходит
И
в домики заходит.
И
к Тиме заходит (мячик катится к Тиме),
И
к маме заходит (мячик от Тимы катится к маме),
И
к Тиме заходит,
И
к маме заходит… (повторение неограниченно – закрепляет направленное катание по
полу).
Когда ребенок понял суть игры, добавляйте еще детей и взрослых. Позже ребенок сам решает, кому он хочет покатить мяч.
Ты катись веселый мячик
Дети
становятся в круг и передают друг другу мяч со словами:
Ты
катись веселый мячик
Быстро,
быстро по рукам.
У
кого остался мячик,
Тот
танцует гапака.
У
кого из детей мяч остался, тот выходит в середину круга и начинает танцевать.
Игра начинается опять.
Музыкальный мячик
Уже
к трем годам дети могут поиграть в игру «Музыкальный мячик». Все становятся в
круг и передают мячик по кругу из рук в руки под музыку или пение. Как только
музыка закончилась, мячик останавливается.
Летящий мяч
Возьмите
мяч среднего размера, чтобы ребенку было удобно его держать в руках. Взрослый
бросает мяч кому-то из детей, а тот возвращает его взрослому.
Летит
мой мяч, летит к тебе,
Смотри,
не прозевай!
Держи
его, лови его,
И
снова мне бросай.
Мини-баскетбол
Уже в 3-4 года ребенку можно предложить поиграть в мини-баскетбол. Возьмите любую емкость, поставьте или повесьте ее на некотором расстоянии от пола. Предложите ребенку забросить мяч в корзину. Эту игру легко разнообразить, меняя размер емкости и размеры мячей, а также высоту, на которую помещена эта емкость, и расстояние, с которого ребенок пытается забросить мяч.
Яблочко
Дети
садятся в круг. Выбирается водящий. Мяч передается по кругу со словами:
Яблочко,
катись, катись.
Ты,
румяное, катись.
Мне
в ладошки прикатись.
А
теперь остановись!
В
этот момент мячик останавливается у кого-то в руках. Все быстро прячут руки за
спину. Водящий становится в круг и пытается угадать, у кого же мячик, он
кого-то показать ручки. Каждый испрашиваемый игрок должен показать обе ручки.
Мой веселый звонкий мяч
Предложите
ребенку ударять по мячу рукой, сопровождая словами:
Мой
веселый звонкий мяч,
Ты
куда помчался вскачь?
Желтый,
красный, голубой
Не
угнаться за тобой.
Эта
игра развивает чувство ритма, ребенок учится вести мяч.
Мячик, мячик, поскачи
С
4-х лет покажите ребенку, что мяч можно бросать об стенку и ловить его двумя
руками. При этом проговаривайте:
Мячик,
мячик, поскачи!
Съедобное — несъедобное
Играть
в эту игру можно даже с трехлетними малышами. Станьте с ребенком на некотором
расстоянии друг от друга. Бросайте ребенку мяч и называйте любой предмет. Если
он съедобный – ребенок должен поймать мяч, если несъедобный – отбить.
Существует
множество вариантов этой игры, направленной на развитие речи ребенка:
«Животные
и их детеныши», «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как
передвигается», «Скажи ласково», «Противоположности», «Из чего сделано», «Лови
да бросай – цвета называй», «Третий лишний», «Какой по форме», «Один –
много».
Я знаю пять имен…
Задача
ребенка – стучать об пол мячом и без остановок называть подряд пять предметов:
пять имен, пять овощей, пять городов, пять марок машин и т.д. Кто сбился,
тот проиграл.
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
«Повторяем дружно звук» — услышишь звук А, стукни мячом об пол.
«Гласный
звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» — услышишь звук А, подбрось мяч
вверх.
«Звуки
гласные поем мы с мячом моим вдвоем» — развитие длительного речевого выдоха
«Тихо
– громко»
Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук).
«Слог
да слог и будет слово» — добавление слогов.
«Охотник»
Одного из детей по жребию выбирают охотником, все остальные игроки— дичь. Игра начинается так: охотник играет в мяч, остальные в это время ходят по площадке. После 3—4 упражнений он кричит: «Дичь!» Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника, остается на площадке и встает недалеко от охотника. Если близко от охотника нет дичи, он может передать мяч своему помощнику, и тот пятнает игроков. Охотник неточно может бросить мяч, промахнуться. В этом случае играющие переходят на другие места. Охотник бежит за мячом, берет его, кричит: «Дичь!» — и все' останавливаются. Игра продолжается до тех пор, пока у охотника не появится определенное количество помощников (по договоренности — от 3 до 5 человек).
«Выбей мяч из круга». Дети встают в круг на расстоянии двух шагов друг от друга, руки держат за спиной. Водящий встает в центр, кладет мяч на землю и, ударяя ногой по нему, старается выкатить из круга. Играющие не пропускают мяч, отбивают его ногами водящему. Кто пропустит мяч, тот идет водить.
Задачи:
закрепление и совершенствование навыков обращения с мячом: отбивать и
останавливать мяч ногой (внутренней стороной стопы или подошвой,
приподняв носок).
Мячи разные несем
Дети
строятся в две шеренги у противоположных сторон площадки. У детей первой
шеренги маленькие мячи. Дети второй шеренги стоят спиной к детям первой
шеренги. Воспитатель произносит слова:
Мы
идем, идем, идем,
Разные
мячи несем!
Первая
шеренга подходит ко второй, на расстоянии двух шагов дети останавливаются
и кладут мячи на пол. Воспитатель говорит:
У
кого здесь мяч лежит,
Тот
за нами не бежит,
А
свой мячик поднимает
И
скорее в нас кидает!
После
этих слов дети первой шеренги убегают на свои места, а остальные – бросают мячи
в убегающих. Дети, осаленные мячом, выбывают из игры, остальные продолжают
игру.
Лови, бросай, упасть не давай
Дети
стоят по кругу на расстоянии 2 метров друг от друга. В руках у одного из них
мяч. Ребенок с мячом говорит: «Лови, бросай, упасть не давай» и бросает мяч
соседу, тот другому и т.д. по кругу. По сигналу водящего направления броска
мяча меняется.
Мяч в ворота
Воспитатель
строит ворота из шести кубиков (высота каждого 10-20 см.). Сверху на кубики
кладут тонкую рейку длиной 1,5-2 метра. Перед воротами (на расстоянии 1,5
метра) лежит мяч. Ребенок берет мяч, катит в ворота и бежит за ним. Проползает
в ворота на четвереньках, выпрямляется, догоняет мяч. Взяв мяч, ребенок
возвращается к воротам и игра повторяется.
Мячик вверху
Участники
игры встают в круг, водящий идет в середину круга, и бросает мяч со словами:
«Мячик вверху!». Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от
центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой». Все должны остановиться, а
водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему.
Запятнанный игрок становится водящим. Игра повторяется.
Ловишки с мячом
Стоя
в кругу, дети предают друг другу мяч, говоря слова:
Раз,
два, три:
Мяч
скорей бери!
Четыре,
пять, шесть:
Вот
он, вот он здесь!
У
кого на слово «здесь» мяч окажется в руках, тот становится водящим – выходит на
середину и говорит:
Беги
без оглядки,
Чтоб
сверкали пятки!
После
этих слов все дети разбегаются, а водящий бросает мяч в ноги убегающих. Тот, в
кого попал мяч, отходит в сторону. По сигналу воспитателя игра прекращается,
дети встают в круг, и выбирается новый водящий. До начала игры определяются
границы, за пределы которых нельзя выбегать.
Летучий мяч
Играющие
встают в круг, водящий в середину круга. По сигналу дети начинают перебрасывать
мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или
коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был
брошен мяч, становится водящим.
Правила:
Играющим
разрешается при ловле мяча сходить с места.
Играющие
не должны задерживать мяч.
Водящий
не может коснуться мяча, когда он находится в руках игрока.
Гонка мячей
Дети
встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр,
рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы (первых
и вторых номеров). В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять
на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие игроки начинают
перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении.
Выигрывает
группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему.
Дети
выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасывают в обратном
направлении.
Правила:
1.
Начинать игру можно только по сигналу;
2.
Мячи разрешается только перебрасывать;
Если
мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру.
Перебежки
Дети
делятся на две команды, встают друг напротив друга на расстоянии 3-4 метра и
начинают перебрасывать мяч друг другу. Если ребенок не поймал мяч, он переходит
в другую команду и встает за игроком, который бросил ему мяч. Выигрывает та
команда, в которую перешло больше игроков.
Правила:
1.
Мяч игроки перебрасывают друг другу по порядку.
Тот,
кто начинает игру, может придумать любое упражнение, а другие должны точно его
повторять.
Сторож
Все,
кто принимает участие в игре, берут мячи, встают полукругом, и каждый свое
место отмечает кружком. На расстоянии 3-6 м., в середине полукруга, лежит
большой мяч, его охраняет сторож с палкой. Играющие по очереди стараются сбить
его своими мячами, а сторож палкой отбивает их мячи. Если отбитый сторожем мяч
не докатился до игрока, он остается в поле. Играющий может мяч взять, но так,
чтобы сторож его не осалил. Осаленный игрок становится сторожем. Когда один из
игроков собьет мяч, сторож быстро возвращает на то же место. Но в это время
играющие, чьи мячи лежат в поле, стараются их взять.
Правила: Сторож отбивает мяч только палкой. Играющие сбивают мяч, соблюдая очередность. Очередной игрок бросает мяч в цель, как только сторож отобьет брошенный мяч. Сторож может осалить игрока только рукой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий